Адаптивный веб-дизайн
«Адаптивный веб-дизайн (англ. Responsive web design) — дизайн веб-страниц, обеспечивающий отличное отображение сайта на различных устройствах, подключённых к интернету.»
Зачем нужен адаптивный веб-дизайн?
1) Большое разнообразие устройств, с которых можно выходить в Интернет. В настоящее время существует множество устройств, которыми люди пользуются, в том числе, и для того, чтобы выходить в Интернет. Все эти устройства различаются размером экрана, разрешением и, соответственно, тем, как может отображаться на них веб-сайт. Поэтому важно, чтобы ваш сайт хорошо смотрелся и правильно отображался у любого из пользователей, независимо от того, какое устройство он использует.
2) Популярность мобильных устройств с выходом в Интернет и увеличение мобильного Интернет-трафика. С ростом популярности мобильных устройств количества пользователей, которые заходят с них на сайты, заметно увеличилось, поэтому просто игнорировать их уже нельзя – это не один-два человека в полгода, это значительная часть вашей аудитории, и им должно быть удобно пользоваться вашим сайтом (иначе они не будут этого делать).
3) Срочная информация. Если ваш ресурс содержит новостную / срочную информацию, и высока вероятность, что пользователю может понадобится прочитать эту информацию именно с телефона (потому что других устройств у него под рукой нет) в данный момент времени, нужно позаботиться о том, чтобы у него была возможность это сделать.
Это значит, что один и тот же сайт можно просматривать на самых разных устройствах, независимо от разрешения и формата экрана, – смартфонах, планшетах, ноутбуках и т.д. При этом просмотр будет одинаково удобен для всех форматов – пользователям мобильных устройств, например, не нужно будет расширять отдельные области сайта, чтобы не промахнуться мимо нужной ссылки.
Адаптивный дизайн призван сделать веб-страницы и отображение их содержимого соответствующими тому устройству, с которого они просматриваются.
Отличие адаптивного сайта от мобильной версии (приложения) сайта
Мобильные версии сайтов и мобильные приложения, специально разработанные для различных мобильных устройств, также решают проблему с удобством просмотра сайта, но имеют некоторые недостатки.
1) Под каждый тип операционной системы нужно свое приложение / версия сайта. Это требует дополнительных ресурсов, как временных, так и денежных.
2) Необходимость загрузки приложения. Для того, чтобы пользоваться вашим приложением, пользователям необходимо его загрузить. Это требует каких-то дополнительных усилий от пользователей, и многие не будут этого делать, если точно не уверены, что приложение им очень нужно и они планируют регулярно его использовать.
3) Разделение траффика. С точки зрения продвижения сайта мобильное приложение не удобно тем, что разделяет весь траффик ресурса на траффик сайта и траффик приложения, что будет выглядеть, как меньшая посещаемость сайта.
4) Необходимость интеграции материалов сайта. В случае с мобильным приложением необходимо либо синхронизировать сайт с приложением (дополнительные ресурсы), либо делать двойную работу по наполнению сайта и приложения материалами.
В отличие от мобильных приложений, адаптивный дизайн – это один адрес сайта, один дизайн, одна система управления и содержание сайта.
Безусловно, адаптивный дизайн также имеет свои минусы, главным из которых является относительная новизна технологии и, как следствие, недостаток хороших специалистов и знаний о проектировании адаптивных сайтов.
Принципы адаптивного дизайна
Проектирование начинается с адаптивной версии веб-сайта для мобильных устройств. На этом этапе дизайнеры стремятся правильно передать смысл и основные идеи с использованием небольшого экрана и всего одной колонки. Содержимое при необходимости сокращают, удаляя второстепенные информационные блоки и оставляя самое важное.
• Проектирование для мобильных устройств с самых ранних этапов («mobile first»);
• Применение гибкого макета на основе сетки (flexible, grid-based layout);
• Использование гибких изображений (flexible images);
• Работа с медиазапросами (media queries);
• Применение постепенного улучшения.
Типы адаптивных макетов
1) Резиновый
Простой в реализации и очевидный для пользователя тип представления сайта. Основные блоки сжимаются до ширины экрана мобильного устройства, где такое невозможно — перестраиваются в одну длинную ленту.
2) Перенос блоков
Очевидный способ для многоколоночного сайта: при уменьшении ширины экрана дополнительные блоки (сайдбары) переносятся в нижнюю часть макета.
3) Переключение макетов
Этот способ наиболее удобен при чтении сайта с различных устройств: под каждое разрешение экрана разрабатывается отдельный макет. Способ трудоемок, поэтому менее популярен, чем предыдущие два.
4) Адаптивность «малой кровью»
Очень простой способ, который подходит для несложных сайтов. Достигается элементарным масштабированием изображений и типографики. Не очень популярен, т.к. не обладает гибкостью.
5) Панели
Способ, пришедший из мобильных приложений, где дополнительное меню может появляться при горизонтальном или вертикальном тапе. Главный недостаток — неочевидность действий для пользователя: очень непривычно видеть мобильную навигацию на веб-сайта. Но со временем способ может стать достаточно популярным.
Нужно помнить, что представленные выше макеты не являются универсальными решениями — для каждого проекта необходимо выбирать наиболее подходящий под нужды и возможности способ.
Благодаря адаптивной верстке сайт будет качественно и удобно отображаться на разных устройствах, таких как:
- персональные компьютеры
- ноутбуки
- планшеты
- смартфоны и других.
С каждым днем адаптивная верстка становится все популярней. Адаптивных сайтов появляется все больше и больше.
Нам нравится работать с данными. Мы уделяем много времени изучению аналитической информации о наших веб-сайтах. Любой веб-разработчик, которому это тоже интересно, наверняка заметил, насколько увеличился в последнее время объем трафика с мобильных устройств. За последний год значительно вырос процент просмотров страниц наших основных сайтов со смартфонов и планшетных ПК. Это значит, что все больше посетителей используют устройства с современными браузерами, поддерживающими последние версии HTML, CSS и JavaScript. Однако ширина экранов таких устройств обычно ограничена 320 пикселями.
Мы стремимся повысить доступность наших продуктов, то есть предоставить всем пользователям оптимальные возможности для работы с ними. Перед нами стояла дилемма: создать специальные мобильные версии сайтов или адаптировать существующие сайты и новые проекты для просмотра как на настольных компьютерах, так и на мобильных устройствах. Создание двух версий сайта позволило бы нам оптимизировать каждую из них для конкретного оборудования, но использование одного общего сайта дает возможность сохранить канонический URL. При этом исключаются сложные переадресации и упрощается совместное использование веб-адресов. Удобство обслуживания является важным фактором, поэтому мы решили не создавать разные версии страниц, а начали обдумывать, как обеспечить выполнение следующих условий:
- четкое отображение страниц на экране с любым разрешением;
- возможность просмотра группы контента на любом устройстве;
- отсутствие горизонтальной полосы прокрутки независимо от размера окна.
Изменяется расположение контента, навигация и масштаб изображений – Хромбуки
Реализация
Начнем с того, что семантическая разметка содержания упрощает перекомпоновку страниц в случае необходимости. С помощью таблицы стилей мы создали резиновый макет. Это первый шаг на пути к достижению нашей цели. Вместо атрибута width
для контейнеров мы стали указывать max-width
. Атрибут height
был заменен атрибутом min-height
, чтобы крупный шрифт или многострочный текст не нарушал границы контейнера. Чтобы картинки с фиксированной шириной не ломали резиновые столбцы, применяется следующее правило CSS:
img{ max-width: 100%; }
Резиновый макет – хорошая идея, но использование такой компоновки накладывает некоторые ограничения. К счастью,медиа-запросы теперь поддерживаются всеми современными браузерами, в том числе IE9+ и браузерами основной части мобильных устройств. Это позволяет создавать сайты, качество отображения которых в мобильных браузерах не снижается, поскольку они оптимизируются под тот или иной интерфейс. Но сначала необходимо определить, какие особенности смартфонов должны учитываться веб-серверами.
Области просмотра
Когда пиксель не является пикселем? В том случае, если речь идет о смартфоне. Обычно браузеры смартфонов имитируют браузеры настольных компьютеров с высоким разрешением, поэтому страницы отображаются в них, как на экране монитора. Вот почему появился «режим обзора» с мелким текстом, который невозможно прочитать без увеличения.Ширина области просмотра по умолчанию в стандартных браузерах Android составляет 800 пикселей, а в браузерах iOS – 980 пикселей, независимо от фактического количества физических пикселей на экране.
Чтобы переключить браузер в более удобный для чтения режим, необходимо использовать метаэлемент viewport:
<
metaname="
viewport"
content="
width=
device-width,
initial-scale=1">
Существует множество вариантов разрешения экранов мобильных устройств, но стандартное значение device-width, сообщаемое браузерами, обычно составляет около 320 пикселей. Если ширина экрана вашего мобильного устройства равна 640 физическим пикселям, изображение шириной 320 пикселей будет масштабировано на всю ширину экрана, и в обработке будет использоваться в два раза больше пикселей. Таким образом, вдвое большая плотность пикселей обеспечивает более четкое отображение на небольшом экране по сравнению с экраном настольного компьютера.
Важно, что если в качестве значения элемента width в метатеге viewport указывается device-width, это значение обновляется, если пользователь меняет ориентацию экрана смартфона или планшета. В сочетании с медиа-запросами эта функция позволяет изменять макет страницы при повороте устройства:
@media screen and (min-width:480px) and (max-width:800px) {
/* Target landscape smartphones, portrait tablets, narrow desktops */ }
@media screen and (max-width:479px) {
/* Target portrait smartphones */ }
В зависимости от того, как функционирует и выглядит ваш сайт на экранах различных устройств, может потребоваться использовать разные контрольные точки. Вы можете также использовать медиа-запрос для выбора определенной ориентации без учета соотношения размеров в пикселях, если эта функция поддерживается.
@media all and (orientation: landscape) {
/* Target device in landscape mode */ }
@media all and (orientation: portrait) {
/* Target device in portrait mode */ }
Изменяется расположение контента и масштаб изображений – Институт культуры
Пример использования медиа-запросов
Недавно мы запустили новую версию страницы О Google. Чтобы пользователям устройств с небольшими экранами, такими как планшеты и смартфоны, было удобнее работать с этой страницей, кроме резинового макета мы добавили в ее код несколько медиа-запросов.
Вместо того чтобы нацеливаться на конкретные разрешения экранов, мы задали относительно широкий набор контрольных точек. Если разрешение экрана составляет более 1024 пикселей, страница отображается в своем первоначальном виде на сетке из 12 столбцов. Если оно составляет от 801 до 1024 пикселей, благодаря резиновому макету отображается слегка сжатая версия страницы.
Только при разрешении экрана менее 800 пикселей неосновной контент будет отображаться в нижней части страницы:
@media screen and (max-width: 800px) {
/* specific CSS */ }
Последний медиа-запрос предназначен для смартфонов:
@media screen and (max-width: 479px) {
/* specific CSS */ }
С этого момента прекращается загрузка больших изображений; блоки контента размещаются один над другим. Мы также добавили дополнительные пробелы между элементами контента, чтобы более четко разграничить разделы.
Эти простые приемы позволили оптимизировать сайт для просмотра на самых разных типах устройств.
Изменяется расположение контента, удалено большое изображение – О Google
Заключение
Важно понимать, что не существует простого решения, которое бы позволило сделать сайты удобными для просмотра на мобильных устройствах и устройствах с узкими экранами. Резиновые макеты хороши в качестве отправной точки, но их использование накладывает некоторые ограничения. Медиа-запросы также помогают оптимизировать сайты, но не следует забывать, что в 25% случаев при посещении сайтов используются компьютерные браузеры, которые еще не поддерживают данную технологию. Наличие таких запросов влияет на эффективность их работы. А если на сайте есть виджет, с которым удобно работать с помощью мыши, вовсе не факт, что он будет столь же удобен на сенсорном экране, где сложнее выполнять точные действия.
Крайне важно начинать тестирование на ранних этапах разработки и не прекращать его в дальнейшем. Просматривая свои сайты на смартфоне или планшете, вы не тратите время впустую. Если у вас нет возможности протестировать сайт на реальных устройствах, используйте Android SDK или iOS Simulator. Попросите знакомых и коллег зайти на сайт со своих устройств и понаблюдайте за его работой.
Оптимизация сайта для мобильных устройств позволит привлечь на него еще больше посетителей. Кроме того, изучение и разработка наилучших методов такой оптимизации открывает новые возможности для профессионального развития.
Как решить проблему? Media Queries!
Данную проблему можно решить благодаря новой возможности CSS: media queries.
С их помощью мы можем отслеживать разрешение экрана пользователя и отображать необходимые стили для каждого разрешения или устройства.
Рассмотрим пример:
@media screen and (max-width: 960px) { .class { background: red; } }
В результате, если у пользователя экран меньше или равен 960 пикселей, то задний фон для класса .class будет красным.
Таким образом мы может подстраивать наши стили под каждый экран в отдельности.
Условия для Media Queries
Условия можно задать следующие условия:
@media screen and (max-width: XXXpx) { } @media screen and (min-width: XXXpx) { } @media screen and (min-width: XXXpx) and (max-width: YYYpx) { } @media screen and (max-device-width: XXXpx) { }
Способы подключения CSS-таблиц
Так же можно добавлять условия, для каких экранов будет подключаться та или иная таблица стилей:
<link rel="stylesheet" media="screen and (max-width: 960px)" href="big.css" /> <link rel="stylesheet" media="screen and (min-width: 480px)" href="small.css" /> <!-- для iPhone 4 --> <link rel="stylesheet" media="only screen and (-webkit-min-device-pixel-ratio: 2)" type="text/css" href="iphone4.css" /> <!-- для iPad portrait and landscape --> <link rel="stylesheet" media="all and (orientation:portrait)" href="portrait.css"> <link rel="stylesheet" media="all and (orientation:landscape)" href="landscape.css">
Медиа-запросы
Синтаксис
Все запросы начинаются с правила @media, после чего следует условие, в котором используются типы носителей, логические операторы и медиа-функции. Типы носителей перечислены в табл. 1.
Типы носителей и их описание
all — Все типы. Это значение используется по умолчанию.
braille — Устройства, основанные на системе Брайля, которые предназначены для чтения слепыми людьми.
embossed — Принтеры, использующие для печати систему Брайля.
handheld — Смартфоны и аналогичные им аппараты.
print — Принтеры и другие печатающие устройства.
projection — Проекторы.
screen — Экран монитора.
speech — Речевые синтезаторы, а также программы для воспроизведения текста вслух. Сюда, например, можно отнести речевые браузеры.
tty — Устройства с фиксированным размером символов (телетайпы, терминалы, устройства с ограничениями дисплея).
tv — Телевизоры.
Логические операторы, применяемые в медиа-запросах
and
Логическое И. Указывается для объединения нескольких условий.
Пример. Стиль для всех цветных устройств
@media all and (color) { ... }
not
Логическое НЕ. Указывается для отрицания условия.
Пример. Стиль для всех устройств кроме смартфонов
@media all and (not handheld) { ... }
Оператор not имеет низкий приоритет и оценивается в запросе последним, поэтому выражение
@media not all and (color) { ... }
следует понимать как
@media not (all and (color)) { ... }
а не
@media (not all) and (color) { ... }
Медиа-функции
Медиа-функции задают технические характеристики устройства, на котором отображается документ. Стиль выполняется в том случае, если запрос возвращает истину, иными словами, указанные условия выполняются.
Большинство функций содержат приставку min- и max-, которая соответствуют минимальному и максимальному значению. Так, max-width: 400px означает, что ширина окна браузера меньше 400 пикселов, а min-width: 1000px, наоборот, сообщает, что ширина окна больше 1000 пикселов.
aspect-ratio (min-aspect-ratio, max-aspect-ratio)
Тип носителя: handheld, print, projection, screen, tty, tv
Значение: целое число/целое число
Определяет соотношение ширины и высоты отображаемой области устройства. Значение указывается в виде двух целых чисел разделяемых между собой слэшем (/).
color (min-color, max-color)
Тип носителя: handheld, print, projection, screen, tty, tv
Значение: целое число
Определяет число бит на канал цвета. К примеру, значение 3 означает, что красный, зелёный и синий канал могут отображать 23 цветов каждый, что в общем составляет 512 цветов (8×8×8). Если значение не указано, тогда проверяется что устройство цветное. В примере 1 показана такая проверка.
Пример 1. Стиль для цветных устройств
@media screen and (color) { /* Для цветных экранов */ body { background: #fc0; } } @media screen and (min-color:3) { /* Минимум 512 цветов */ body { background: #ccc; } }
color-index (min-color-index, max-color-index)
Тип носителя: handheld, print, projection, screen, tty, tv
Значение: целое число
Определяет количество цветов, которое поддерживает устройство. В примере 2 показан стиль для экранов отображающих не меньше 256 цветов.
Пример 2. Цветной дисплей
@media all and (min-color-index: 256) {...}
device-aspect-ratio (min-device-aspect-ratio, max-device-aspect-ratio)
Тип носителя: handheld, print, projection, screen, tty, tv
Значение: целое число/целое число
Определяет соотношение сторон экрана устройства. Значение указывается в виде двух целых чисел разделяемых между собой слэшем (/). В примере 3 показано, как установить стиль для экранов с соотношением сторон 16:9 и более.
Пример 3. «Киношное» соотношение
@media screen and (min-device-aspect-ratio: 16/9) {...}
device-height (min-device-height, max-device-height)
Тип носителя: все кроме speech
Значение: размер
Определяет всю доступную высоту экрана устройства или печатной страницы.
device-width (min-device-width, max-device-width)
Тип носителя: все кроме speech
Значение: размер
Определяет всю доступную ширину экрана устройства или печатной страницы. В примере 4 в зависимости от разрешения монитора устанавливается ширина слоя. Так, для значения 1280 пикселов ширина макета задаётся как 1100px.
Пример 4. Ширина макета
HTML5CSS3IECrOpSaFx <!DOCTYPE html> <html> <head> <meta charset="utf-8"> <title>Ширина макета</title> <style> div { padding: 10px; background: #e8bfad; margin: auto; } @media screen and (min-device-width: 1600px) { div {width: 1500px;} } @media screen and (device-width: 1280px) { div {width: 1100px;} } @media screen and (device-width: 1024px) { div {width: 980px;} } </style> </head> <body> <div> Диабаз, формируя аномальные геохимические ряды, сменяет известняк, образуя на границе с Западно-Карельским поднятием своеобразную систему грабенов. </div> </body> </html>
grid
Тип носителя: all
Значение: нет
Определяет, что это устройство с фиксированным размером символов. Размеры букв на таком устройстве занимают одинаковую ширину и высоту и выстраиваются по заданной сетке. К подобным устройствам можно отнести терминалы, а также телефоны, которые поддерживают только один шрифт.
Если вам требуется форматировать текст, не указывайте его размер в пикселах, для подобных устройств используется единица em (пример 5).
Пример 5. Размер букв
HTML5CSS3IECrOpSaFx <!DOCTYPE html> <html> <head> <meta charset="utf-8"> <title>Стиль для бабушкофона</title> <style> @media handheld and (grid) and (max-width: 15em) { body { font-size: 2em; } } </style> </head> <body> <p>Привет! Как дела? Как сажа бела?</p> </body> </html>
height (min-height, max-height)
Тип носителя: все кроме speech
Значение: размер
Высота отображаемой области.
monochrome (min-monochrome, max-monochrome)
Тип носителя: handheld, print, projection, screen, tty, tv
Значение: целое число
Определяет, что устройство монохромное. Если указано число, то оно обозначает число бит на пиксел. Так, значение 8 равнозначно 256 оттенкам серого (или другого цвета). В примере 6 показан стиль для монохромного и цветного принтера.
Пример 6. Стиль для принтера
@media print and (monochrome) { body { font-family: Times, 'Times New Roman', serif; } h1, h2, p { color: black; } } @media print and (color) { body { font-family: Arial, Verdana, sans-serif; } h1, h2, p { color: #556b2f; } }
orientation
Тип носителя: handheld, print, projection, screen, tty, tv
Значение: landscape | portrait
Определяет, что устройство находится в альбомном режиме (ширина больше высоты) или портретном (ширина меньше высоты).
В примере 7 устанавливается разная фоновая картинка в случае альбомной (landscape) или портретной ориентации (portrait).
Пример 7. Использование ориентации устройства
@media screen and (orientation: landscape) { #logo { background: url(logo1.png) no-repeat; } } @media screen and (orientation: portrait) { #logo { background: url(logo2.png) no-repeat; } }
resolution (min-resolution, max-resolution)
Тип носителя: handheld, print, projection, screen, tv
Значение: разрешение в dpi (точек на дюйм) или dpcm (точек на сантиметр)
Определяет разрешение устройства, например, принтера. В примере 8 стиль будет работать для принтера с минимальным разрешением 300 точек на дюйм.
Пример 8. Разрешение принтера
@media print and (min-resolution: 300dpi) {...}
scan
Тип носителя: tv
Значение: interlace | progressive
Определяет тип развертки телевизора — череcстрочная (interlace) или прогрессивная (progressive). При чересстрочной развёртке телевизор вначале показывает нечётные строки кадра, затем чётные, что позволяет сократить передаваемые данные. В прогрессивной развёртке кадр передаётся и показывается целиком.
width (min-width, max-width)
Тип носителя: все кроме speech
Значение: размер
Описывает ширину отображаемой области. Это может быть окно браузера или печатная страница. В примере 9 при уменьшении окна до 600 пикселов и меньше меняется цвет фона веб-страницы.
Пример 9. Использование max-width
HTML5CSS3IECrOpSaFx <!DOCTYPE html> <html> <head> <meta charset="utf-8"> <title>Ширина страницы</title> <style> body { background: #f0f0f0; } @media screen and (max-width: 600px) { body { background: #fc0; } } </style> </head> <body> <p>Пока магма остается в камере, мусковит сингонально поднимает шток, в то время как значения максимумов изменяются в широких пределах. </p> </body>